ЗИС-42

.

Полугусеничный грузовой автомобиль на базе ЗИС-5. Выпускался автозаводом ЗИС с 1940 по 1946 год.
Серийные модификации:
ЗИС-22 — первый вариант полугусеничного автомобиля. Характерные особенности: кабина, грузовая платформа, передний мост, двигатель и трансмиссия — от автомобиля ЗИС-5. На задней оси автомобиля смонтированы две специальные многокатковые балансирные тележки с резинокордными гусеницами. Привод осуществлялся цепью Галля от полуосей ведущих колес тележек, снабженных пневматическими шинами от Ford А. В 1940 году изготовлено около 200 машин.


ЗИС-42—модернизированный вариант, первоначально именовавшийся ЗИС-22М. Принудительное зацепление гусениц, ведущее колесо с 22-зубовым венцом, гусеница с резиновыми башмаками, радиатор от ЗИС-6, дополнительные топливные баки.

ЗИС-42М — модернизированный ЗИС-42. Улучшенная конструкция тележки гусеничного хода, двигатель ЗИС-5М мощностью 76 л.с., защитная решетка радиатора и фар, модернизированный кузов. В 1942 — 1946 годах изготовлено 6372 автомобиля.
Автомобиль ЗИС-42 предназначался для буксировки орудий дивизионной артиллерии, зенитных орудий среднего калибра, а также для перевозки различных грузов по бездорожью, по болотистой местности и глубокому снегу. Однако оправданным оказалось использование этих машин на Западном, Северо-Западном, Волховском и Карельском фронтах в зимний период, когда они показали хорошую проходимость по глубокому снегу. В этих условиях ЗИС-42 достаточно эффективно использовался для буксировки 76-мм пушек Ф-22УСВ и ЗИС-З, 122-мм гаубиц и других орудий массой до 3 т. В период же весенней распутицы наблюдался массовый выход этих машин из строя по причине поломки полуосей, шестерен коробки передач, износа и растяжения гусеничной ленты.
Тем не менее главным образом из- за нехватки более надежных тягачей ЗИС-42 и ЗИС-42М продолжали использоваться в войсках вплоть до конца войны, а в ряде частей ПВО, вооруженных 85-мм зенитными пушками, — по 1951 год.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.