БАД-1

.

Бронеавтомобиль БАД-1 (боевая автодрезина) был разработан и изготовлен в 1931 году в Техническом отделении ЭКО ПП ОГПУ в ЛВО. В качестве базы использовался двухосный грузовой автомобиль «Форд АА». При этом с него сняли грузовую платформу, тент, сиденья, дверцы и крылья. Переднюю рессору усилили пятью листами.

Одевавшийся на шасси сверху броневой кузов состоял из сваренных между собой боевого корпуса и кожухов, прикрывавших двигатель, радиатор и почти всю ходовую часть. Стенки корпуса и башен изготавливались из 6-мм брони, лобовой лист и крышки смотровых окон — из 10-мм. Горизонтальные листы корпуса, кожухов и башен выполнялись из 4-мм брони. На крыше корпуса были установлены две вращающиеся башни с пулеметами ДТ, причем задняя располагалась ниже передней и допускала обстрел только на 270°. Третий пулемет ДТ размещался в лобовом листе справа от водителя. Для пулеметчика передней башни имелось вращавшееся на штыре сиденье. Сиденье пулеметчика задней башни располагалось на уровне пола машины над рамой шасси, а подножка была опущена ниже рамы и размещалась в специальном бронированном ящике.
В кормовой стенке корпуса имелась броневая дверь больших размеров. На ней с наружной стороны, под постоянным броневым кожухом, крепились два баллона емкостью 7,5 л каждый, предназначавшиеся для дымопуска или распыления отравляющих веществ. В действие они приводились вручную, изнутри машины.

Бронеавтомобиль БАД-1 на заводском дворе. Хорошо видны пулеметные башни, расположенные в два яруса. Обращает на себя внимание откидная бронировка колесных ниш

В средней части корпуса, по обеим его сторонам, располагались стеллажи для 50 пулеметных дисков.
С экипажем из 4 человек машина массой 3,27 т развивала по шоссе максимальную скорость 50 км/ч.
Для БАД-1 были изготовлены специальные железнодорожные обода, которые одевались поверх резиновых покрышек и крепились фланцами к колесным дискам. Переоборудование на железнодорожный ход занимало 10 мин.
В кормовой части бронемашины на обоих бортах крепились два откидных стальных крюка. Предназначались они не для разрушения железнодорожного полотна, как об этом обычно пишут (для решения этой задачи у БАД-1 была явно недостаточная сила тяги), а для растаскивания бревен и заграждений на автомобильном ходу.
Для освещения пути на броневых кожухах крыльев были установлены поворотные фары, управлявшиеся изнутри машины. Поворот фар осуществлялся раздельно и допускал возможность кругового обзора местности. Фары были забронированы и во время обстрела могли быть повернуты стеклами к корпусу машины. Задние фонари также включались раздельно и могли использоваться для сигнализации идущим сзади машинам.

 

Световая сигнализация использовалась и для внутренней связи между членами экипажа, в частности, при работе кормовыми крюками. Задний пулеметчик, наблюдавший через смотровое окно за местностью, нажимом одной из кнопок включал на щитке водителя лампочку соответствующего цвета, обозначавшего команду: «стоп», «назад», «вперед» и «полный вперед». При открывании кранов на баллонах дымовой завесы тот же пулеметчик включал на щитке водителя специальную лампочку, указывавшую на необходимость движения машины вперед с определенной скоростью.
Бронеавтодрезина БАД-1 проходила испытания в ноябре 1931 года, после чего была передана Управлению погранохраны ПП ОГПУ в ЛВО. Несмотря на свои очевидные недостатки: большие размеры, маленький дорожный просвет и невысокую удельную мощность, эта машина представляет несомненный интерес как едва ли не первый в СССР пример создания бронеавтомобиля, приспособленного для ведения боевых действий с использованием железнодорожной колеи.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.