Средний танк М4А2 (М4А2 General Sherman)

.

М4 — самый удачный американский средний танк, созданный в 1940-е годы и ставший основной боевой машиной бронетанковых войск армий западных союзников на завершающем этапе войны. Второй по массовости после советского Т-34 и не менее популярный танк Второй мировой войны. Разработан на заводе Rock Island Arsenal в 1941 году. Модификация М4А2 серийно производилась с апреля 1942-го по июль 1945 года, выпущено 8053 танка. В СССР отправлено 4063 единицы, приняты военной приемкой ГБТУ 3664 единицы.


Поставленные модификации
М4А2 — сварной корпус и литая башня. 75-мм пушка. Дизельный двигатель. У машин поздних выпусков угол наклона верхнего лобового листа корпуса увеличен с 47° до 56°. Отправлено в СССР 1990 единиц.
М4А2 (76) W— М4А2 с башней Т23. Командирская башенка, одностворчатый овальный люк заряжающего, 76-мм пушка М1А1 или М1А2, «мокрая» боеукладка. Боевая масса 33,3 т. Толщина брони 12,7— 108 мм. У танков поздних выпусков — горизонтальная подвеска типа HVSS. Отправлено в СССР 2073 единицы.

 

Поставки танков М4А2 в СССР начались в ноябре 1942 года.
Первой новые американские танки получила 5-я гвардейская танковая бригада, воевавшая на Северном Кавказе. С весны 1943 года М4А2 начали принимать участие в боевых действиях на советско-германском фронте, наиболее активно — в 1944 и 1945 годах.
В составе 233-й танковой, 2-й и 45-й механизированных бригад, 156-го и 252-го танковых полков 6-й армии, например, они хорошо зарекомендовали себя в Уманской, Белорусской, Вильнюсской и Варшавской наступательных операциях.
«Шерманы» использовались на различных участках советско-германского фронта от Балтики до Черного моря. Наиболее же массированно — в ходе Белорусской наступательной операции. В танковых и механизированных частях советских фронтов, принимавших участие в этой операции, по количеству «шерманы» уступали только Т-34.
Во время Висло-Одерской операции в составе 2-й гвардейской танковой армии находился 1-й механизированный корпус, укомплектованный танками М4А2 и Mk.III В дальнейшем корпус принимал участие в штурме Берлина.
Танки M4A2 (76) W (в советских документах тех лет боевые машины этой модификации никакими обозначениями не выделялись) 9-го гвардейского механизированного корпуса участвовали во взятии Будапешта, в отражении немецкого контрудара у о.Балатон, в освобождении Вены. После окончания боевых действий в Европе, оставив (как и другие соединения гв. ТА) свою технику в прежнем районе дислокации, корпус был переброшен на Дальний Восток, где его бригады получили 183 «шермана», прибывших из США. Танки 9-го мехкорпуса преодолели Большой Хинган и вышли на Центрально-Маньчжурскую равнину. Они участвовали в овладении Чаньчунем и Мукденом и освобождении Ляодунского полуострова.

Тактико-технические характеристики танка М4А2
БОЕВАЯ МАССА, т: 31,87 ЭКИПАЖ, чел.: 5.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 5918, ширина — 2616, высота — 2743, клиренс — 432.
ВООРУЖЕНИЕ- 1 пушка М3 калибра 75 мм, 2 пулемета Browning М1919А4 калибра 7,62 мм, 1 пулемет Browning М2НВ калибра 12,7 мм, 1 дымовой гранатомет М3 калибра 50,8 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 97 выстрелов, 4750 патронов калибра 7,62 мм, 300 патронов калибра 12,7 мм, 12 дымовых гранат
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел М55, перископический прибор М4 со встроенным телескопическим прицелом М38.
СТАБИЛИЗАТОР- «Вестингауз», одноплоскостной гироскопический с индикаторными маятниковыми гироскопами и силовой гидравлической следящей системой.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса — 51...108, борт — 38, корма — 38, крыша — 19, днище — 12,7...25,4, башня — 76.
ДВИГАТЕЛЬ- два GMC 6046 модели 71, 6-цилиндровые, дизельные, двухтактные, рядные, жидкостного охлаждения; суммарная мощность 375 л.с. при 2100 об/мин.; рабочий объем одного двигателя 6980 см3.
ТРАНСМИССИЯ: два однодисковых главных фрикциона сухого трения, поперечная соединительная передача, карданный вал, коробка передач, механизм поворота, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть одинарных обрезиненных опорных катков на борт, сблокированных попарно в три балансирные тележки, подвешенные на двух вертикальных буферных пружинах канщая, три поддерживающих катка; направляющее колесо; ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное). В каждой гусенице 79 двухгребневых траков шириной 420,6 мм, шаг трака 152 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 48.
ЗАПАС ХОДА, км: 241.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. — 31, ширина рва, м — 2,28, высота стенки, м — 0,61, глубина брода, м — 1.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция SCR-508.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.